Как правильно развивать ребёнка с ранних лет, чтобы не навредить ему

Раннее обучение детей

С давних времён люди стали понимать, что совершенно необязательно обладать силой, быть богачом или иметь знатное происхождение, чтобы показать себя миру, ведь главное – это незаурядный ум и неординарное мышление! Родители стали развивать своих детей с малых лет, вкладывая в них всё, что могут.
В настоящее время происходит своеобразная гонка между «продвинутыми» мамами и папами, кто-то по приезду из роддома начинает махать перед лицом малыша карточками с английскими словами, кто-то ставит китайский язык вместо колыбельных песен. Зачастую родители используют совокупность всех этих «развивающих» действий, чтобы почувствовать некое удовлетворение, что они являются эталоном «настоящего родителя», с гордостью сказать подругам и родственникам, что ребёнок в два года уже декламирует стихотворения Пушкина и называет пять слов на английском языке. Одним словом, не лёгок путь родителей в современном мире, поди разберись, как правильно развивать ребёнка. Попробуем вместе разобраться, что же это на самом деле за «зверь» такой – «раннее развитие»!


Если почитать мнения детских дефектологов, педагогов и психологов по поводу раннего развития, каждый из них скажет свою точку зрения, но есть основные пункты, в которых они сходятя, своеобразные ориентиры, которых стоит придерживаться здравомыслящим родителям. Прежде всего, стоит отметить, что «раннее развитие» означает, что малыш смог овладеть некими навыками раньше положенного по возрасту. Ранним считается возраст от 1 до 3 лет. Важно, чему детка научится в эти годы, что смогут впитать, как будет развиваться их речь, память, воображение. Понятно, что научиться решать задачи, умножать, танцевать – всё это любой здоровый человек сможет сделать и в 10, и в 15, и в 25, и даже в 50 лет. А вот стать разумным человеком, то есть научиться говорить, жить в социуме, мыслить, это можно сделать до 7 лет, дальше уже идёт совершенствование и развитие этих навыков. Однако родители забывают о нижней границе в развитии крохи, младенцам показывают буквы, цифры, иероглифы с рождения. Конечно, детка может их запомнить, и в год или два года будет называть их правильно на радость родителям, но до той поры, пока не созреют участки головного мозга, отвечающие за работу с символами, это будет бесполезное занятие. Лишь ближе к 4 годам ребёнок начинает понимать, как буквы складывать в слоги, а позже начинает пробовать читать. Однако это не значит, что все дети в 4 года должны начинать читать, это означает, что это нижний предел, когда малыш может начать это делать, а может и не начать, возможно, это произойдёт позже: в 5, 6 или даже 7 лет.


Так как же тогда развивать детей в раннем возрасте? Разберёмся, каким пунктам важно уделить внимание, а что стоит отложить на поздний возраст:


1) Прежде всего, детские психологи советуют обратить внимание мам и пап на «цветные» уроки с детьми! Деткам с младенчества можно показывать цветные игрушки и называть, какой это цвет. Позже с малышами можно играть в цвета, просить подать зелёный мячик, синий кубик, коричневого мишку. Важно, чтобы в доме были игрушки натуральных цветов: классический жёлтый, а не рябенький в крапинку.


2) Воспитатели рекомендуют родителям развивать мелкую моторику пальчиков! Для этого можно приобрести своим малышам матрёшек, ведь с ними можно придумать просто «море» игр – вкладывать одну в другую, сравнивать по размеру, высоте, соотносить по величине между собой. Для усовершенствования мелкой моторики будут полезны игры с крупами, замочками, петельками. Развивая мелкую моторику, вы автоматически развиваете речь своих детей, а вот изучение счёта и букв отложите на попозже.


3) Стоит запомнить одну простую истину – полученным когда-либо знаниям свойственно устаревать, поэтому необходимо ребёнка научить находить, добывать новые знания и работать с ними. Элементарный пример: если ваш малыш в четыре года научился читать или складывать числа, он, скорее всего, будет одним таким на детской площадке, и родители наверняка будут гордиться им, однако к концу первого класса этим знанием будут обладать все его одноклассники. Ведь на самом деле в той же школе важно уметь не просто слушать учителя, а понимать его, мыслить, быть любознательным и умеющим добывать новые знания, быть усидчивым и целеустремлённым, уметь выстраивать взаимоотношения с одноклассниками. Проще говоря, в школе важно, насколько ваш ребёнок будет сообразительным, и как быстро он сможет впитывать и работать с новой информацией, а не то, сколько он информации просто зазубрит и перескажет.


4) Рекомендуется родителям для раннего развития своих деток обратить особое внимание не только на интеллектуальное, но и на их физическое развитие! Ведь не секрет, что для гармонично развивающейся личности важно физическое состояние. Отличным решением для деток является плавание, во многих крупных городах существует грудничковое плавание, ведь именно в воде развивается гибкость, выносливость, укрепляется сердечно-сосудистая система. Как правило, дети, которые занимаются плаванием, болеют реже, гораздо легче переносят простуды и быстрее выздоравливают.
Хорошим приобретением для развития физического состояния ваших детей станет шведская стенка. Старайтесь больше гулять с ребёнком на свежем воздухе, важно, чтобы это были именно активные прогулки – катание на велосипеде, весёлые догонялки, лазанье по лесенкам – всё, что стимулирует вашего ребёнка двигаться. Дело в том, что центр развития речи в головном мозге находится рядом с центром развития мелкой моторики и движения, таким образом, двигаясь, кроха будет развивать и свой интеллект.
5) Больше читайте ребёнку! С давних времён ценились люди, которые были грамотными и начитанными, ведь умение добывать информацию из книг – это важный навык. В читающей семье ребёнок, следуя вашему примеру, тоже «зачитает» в своё время. Малышам мамы читают простенькие потешки, стихи, сказки, деткам постарше – произведения посерьёзнее. Необходимо, чтобы ребёнок слушал вас не просто, как шумовой фон, а вслушивался, чтобы вы могли вместе после прочтения произведения обсудить, о чём шла речь. Пусть совместное чтение станет вашим своеобразным каждодневным ритуалом!


6) Психологический комфорт ребёнка – один из важнейших пунктов в раннем развитии. Нельзя заставлять ребёнка насильно заниматься, родители – взрослые люди, значит, они в состоянии придумать, как заинтересовать и увлечь детку. Проводите занятия в игровой форме, необходимо, чтобы ребёнок воспринимал это в виде игры: вместе сели за столик, посмотрели цветные картинки, назвали животных. Пусть ваши каждодневные занятия будут приносить малышу радость, для этого делайте их коротенькими, чтобы кроха не уставал, а кроме того, чередуйте деятельность – после чтения книжки, проведите активную игру, потом дайте крохе время для самостоятельных занятий.


Подводя итоги, хочется отметить, что раннее развитие, несомненно, важно, просто родителям необходимо своевременно предлагать малышам новую порцию знаний, а не обрушивать на них гору новой информации за один раз. Ведь мы учим детей кушать пищу постепенно, начиная с легких кашек и пюре, а не предлагаем им обед из трёх блюд из ресторана. Так и со знаниями – научитесь гармонично жить с малышом, в нужное время предлагая ему новую информацию небольшими порциями, объясняя её и открывая перед вашим ребёнком этот удивительный мир.