Как заставить ребёнка услышать родителей?

 

В опредёленном возрасте, обычно годам к пяти, дети начинают хорошо осознавать свое «Я», проявлять себя как личность и пробуют испытывать на взрослых своё влияние, свою самостоятельность. Это очередной этап развития и становления личности. Родителям нужно проявить должное внимание к этому и суметь заставить ребёнка взаимодействовать с ними, не нарушая границ свободы и индивидуальности малыша.

 

Как родителям справиться с этим? Попросив ребёнка сделать что-либо, помочь в чём-то, нужно чётко и конкретно ставить такие условия, которые кажутся простыми для выполнения. Например, вместо абстрактного указания «Убери комнату», попросить ребёнка убрать игрушки в ящик, а вещи аккуратно сложить на полке в шкафу.

 

Просьбы должны быть понятны ребёнку. Иногда детям не хочется делать то, чего они не понимают или не умеют, и из-за этого оттягивается момент выполнения просьбы. Пообещайте ребёнку научить его и помочь ему, если вдруг он сам не справится.

 

Проявляйте настойчивость. Если ребёнок не слушается, отказывается от выполнения просьбы, тянет время, не следует прекращать попытки привлечь его внимание и делать всё за него. Некоторым родителям проще самим всё сделать, чем ждать, когда ребёнок наконец-то их услышит. Однако это совершенно неправильная тактика. Следует мягко подтолкнуть и мотивировать ребёнка к действию.

 

Поощряйте и хвалите ребёнка. Даже взрослым приятно делать что-то, когда просьба звучит не как приказ, а как вежливое и тактичное предложение. Обязательно хвалите и благодарите детей за выполненное задание. Похвала окрыляет и дарит стимул выполнять даже сложные и неинтересные задания.

 

Для всех детей отличным стимулом выполнения просьб является обещание чего-то приятного, что ждёт их после этого. Пообещайте ребёнку, что сводите его в кино или вместе будете играть в мяч. Всегда сдерживайте своё слово и не давайте ребёнку ложных обещаний, которые потом не сможете выполнить, чтобы не потерять его доверие.

 

Предоставьте детям возможность выбора. Если спросить ребёнка: «Ты поможешь мне помыть посуду или подметешь полы?», – то у него практически не останется возможности отказаться от просьбы помочь.

 

Старайтесь, чтобы в ваших запретах не звучало резкое слово «нет», отталкивающее ребёнка и подавляющее его желание делать что-либо вообще. Маскируйте свой отказ под предложение заняться чем-то другим, похожим, либо заинтересуйте его новым занятием. Например, если ребёнок очень хочет помочь вам чистить картошку, но он слишком мал для работы с ножом, предложите ему протереть стол, расставить тарелки на столе и т. п.


Будьте внимательными и терпеливыми родителями. Ставьте себя на место ребёнка, вспомните, какими вы были в детстве. Вряд ли вы сразу же кидались мыть посуду, если в момент просьбы мамы были увлечены интересной книгой или мультфильмом. Дайте ребёнку переключиться с одного занятия на другое.