Причины школьной неуспеваемости и методы борьбы с ними

 

Причины школьной неуспеваемости и методы борьбы с ними.

Назовём причины школьной неуспеваемости, которые встречаются чаще всего.
 
  1. Неблагоприятные социальные условия дошкольного воспитания, которые могут тормозить развитие ребёнка.
  2. Недостаточная готовность ребёнка к школьному обучению: несформированность основных психических функций (внимание, речь, память, воображение).
  3. Неверие ребёнка в собственные силы, синдром «неудачника».
  4. Низкая мотивация, отсутствие побуждения к интеллектуальной деятельности со стороны родителей.
  5. Оценка ребёнка коллективом не за реальный поступок, а по уровню успешности по сравнению с лучшими учениками класса.
  6. Отсутствие внешкольной познавательной заинтересованности ребёнка.
  7. Недостаток времени у педагогов, чтобы обратить внимание на индивидуальные особенности ребёнка.
  8. Фактор восприятия «неуспеваемости» детей как показателя их физиологической неготовности к обучению.
  9. Использование педагогом наиболее привычных для него дидактических приёмов и методов, без учёта индивидуальных особенностей ребёнка.
Эти факторы являются наиболее общими причинами школьной неуспеваемости. На самом деле их намного больше. Но не стоит забывать, что школьная неуспеваемость ещё не определяет жизненную неуспеваемость.
 
За долгое время работы с детской неуспеваемостью педагогическая практика разработала большой арсенал методов и приёмов коррекции неуспеваемости.
 
Психологическая коррекция при неуспеваемости предполагает развитие познавательных способностей ребёнка. Обязательным условием развития познавательной активности у детей является эмоциональное подкрепление. Если ребёнок к чему-нибудь проявляет интерес, следует помочь ему разобраться с этим. Нужно присоединиться к нему и исследовать привлекательные для него явления вместе с ним. При этом ребёнок обучается различным стратегиям умственных действий, а конкретнее – он учится, как думать. Он берёт пример с вас. Ребёнок учится задавать вопросы – себе и другим. При общении с ребёнком родителю/учителю необходимо быть доброжелательным, чтобы ребёнок не испытывал страха совершить ошибку, ведь они тоже помогают познавать.
 
Часто причинами нежелания учиться чему-либо, является жёсткий контроль в познавательной деятельности, негативные оценки личности ребёнка, его сообразительности. Взрослым следует понимать, что ошибочные действия ребёнка могут быть таковыми лишь с точки зрения самого взрослого, который не умеет и не желает вникнуть в детские суждения. Не следует сразу осуждать малыша, необходимо помочь ему разобраться. В страхе сознаться в своей ошибке ребёнок старается защититься от последующего наказания и уходит от решения проблем. Вот это и приводит к интеллектуальной пассивности. Необходимо поощрять готовность ребёнка к поиску несоответствий, создать условия, в которых бы сам поиск приносил удовлетворение. Для этого Издательство «Айрис-пресс» и его проект «Айрис-класс» могут предложить ряд интеллектуальных игр, так как игровая деятельность способствует этому.
 
Если мы хотим помочь развить ребёнку познавательную активность, мы должны укрепить его положительную самооценку. Особенно если мы слышим от него: «не могу», «не знаю», «у меня не получится», «я не хочу». Включайте в задания для малыша достаточное количество заданий, с которыми он справится, но не слишком лёгкие – чтобы он получал опыт борьбы с трудностями. Не ругайте ребёнка за то, что с какими-то заданиями он не справился, а предложите помощь. Чаще общайтесь с детьми на самые различные темы. Играйте в игры, стимулирующие познавательные функции: память, внимание, мышление, восприятие.