Раннее обучение не значит раннее развитие

 

 

В последнее время вместе с нахлынувшей на нашу страну модой на раннее развитие пришло и сопротивление ему. На множестве сайтов можно встретить яростную критику этого процесса. Но прежде чем осуждать, может быть, стоит разобраться, что стои́т за этим словосочетанием?

 

Под ранним развитием подразумеваются действия, направленные на стимулирование интереса к познанию у детишек до 4 лет.

 

Это понятие часто путают с ранним обучением – направленными действиями для запоминания ребёнком какой-то информации (букв, цифр и т. п.), обучения чтению, счёту.

 

В чём различие этих понятий? Раннее развитие играет гораздо бо́льшую роль, чем раннее обучение. Оно позволяет мозгу ребёнка формировать алгоритмы и методы для эффективного обучения в будущем. Поэтому намного важнее, чтобы малыш в 3 года придумывал что-то или осваивал правила новых игр и обращения с игрушками, чем знал цифры или умел читать.

 

В чём вред раннего обучения?

 

Именно раннее обучение, а не развитие даёт негативные последствия:

 

1. «Тепличный эффект». Проявляется у детей, с которыми больше занимались ранним обучением, а не развитием. Вырастая, такие люди часто эрудированны, но за счёт несформированных механизмов развития их можно вывести из зоны компетенции любым нестандартным вопросом.

 

2. Перегрузка ЦНС. Это проявляется чаще всего в частых заболеваниях, плохом сне, энурезе, проблемах с эндокринной системой.

 

3. Некоторые отделы мозга не до конца сформированы. В результате неадекватных воздействий при воспитании возникают нарушения, которые носят необратимый характер. Это проявляется в ряде проблем: плохая саморегуляция, контроль за своей деятельностью. Чаще всего это приводит к отсутствию какого-либо интереса к обучению. Поэтому дети часто «могут, но не хотят».

 

4. Сниженная пластичность мозга. В результате использования методик раннего обучения уменьшается возможность достижения максимума потенциала интеллекта.

 

5. Энергетическое обкрадывание тех участков мозга, которые задействованы в протекающем сенситивном периоде. В 3–4 года, скорее всего, пострадает координация движений и восприятие окружающего мира. Это грозит неловкостью, неуклюжестью и двигательными нарушениями, которые могут остаться на всю жизнь.

 

Что же делать?

 

Хотя Интернет и книжные магазины пестрят различными методиками, специалисты признают, что наиболее полезны сюжетно-ролевые игры. Они помогают детям раннего возраста полноценно развиваться, обеспечивают всестороннее воздействие на сенситивные центры.

 

Уже с шести месяцев стоит включать ребёнка в сюжетно-ролевые игры. Для начала стоит имитировать типовые бытовые ситуации и использовать для этого игрушки. Нужно показывать, как игрушки «кушают», «одеваются», «ложатся спать», «умываются». Так прививаются навыки самостоятельности и стимулируется интерес к играм на развитие мышления и фантазии.

 

Достаточно времени должны занимать подвижные игры, чтение книг. Можно включать занятия по методикам раннего развития в игры, но не заменять ими всё.

 

На что ориентироваться для правильного раннего развития?

 

1. Создать возможности для сюжетно-ролевых игр: дать игрушки и выделить время для игры, помочь с придумыванием сюжетов.

 

2. Предоставить место для подвижных игр, выделить для этого время.

 

3. Читать и прививать любовь к книгам, используя литературу для самых маленьких, показывать картинки.

 

4. Прививать любовь к музыке, слушать классику для малышей.

 

5. Использовать элементы системы Монтессори – создать развивающие условия, дать развивающие игрушки, выделить рабочее место для малыша, материалы для творчества – пластилин, глину, краски, сенсорные коробки и т. д.

 

В раннем развитии главное – чтобы ребёнок получал удовольствие. Нужно прежде всего думать о пользе для малыша, а не о том, как потешить своё самолюбие, слишком рано обучив чадо наукам. Важно найти эту грань между ранним обучением и ранним развитием.