Учим ребенка читать: самые популярные методики.

Ребёнок, книга, айрис-класс

 
Чтобы у ребёнка не выработалось негативное отношение к обучению, необходимо постоянно поддерживать его интерес к учебному процессу. А сделать это можно только в том случае, когда поставленные перед ним задачи максимально совпадают с его возможностями. Когда у ребенка все получается, его успехи становятся очевидными, а тяга к новому усиливается.
 
Малышей лучше всего начинать приучать к буквам и словам с самого раннего возраста. Можно взять за основу десяток названий окружающих предметов и повесить на них таблички со словами или воспользоваться занимательными карточками “обучение грамоте”. Совсем скоро малыш начнет узнавать слова, и у него появятся ассоциации предметов с написанными словами. Как только это произойдет можно переключаться на следующий этап – лото «угадайку». Ребенок сможет найти знакомые слова, и это придаст ему уверенности в собственных силах. Нужно вырабатывать положительные эмоции от обучения, и тогда успех гарантирован.
 
Чем больше родители читают детям вслух, тем проще детям обучаться чтению. Книжный запас слов позволит ребенку постоянно совершенствоваться, а правильная дикция родителей будет заставлять ребенка правильно выговаривать все слова.
 
Способов обучения чтению сегодня существует не один десяток. Но у них у всех есть одно общее свойство, которое заключается в четком освоении соответствия между прописными буквами и произносимыми звуками. Без этого первого шага быстро овладеть чтением у малыша не получится.
 
1. Фонетический метод.
 
Основывается фонетический метод на принципе алфавита. Ребенок учится произносить каждую букву и каждый звук, после чего они объединяются в слоги, а затем и в слова. Специалисты разделяют 2 основных направления:
 
А. Систематическая фонетика. Обучение начинается с букв и звуков, основываясь на тренировке произношения.
 
Б. Внутренняя фонетика. Основой для чтения становится смысловая нагрузка и визуальное восприятие. Дети ориентируются на рисунки и изображения, а уже затем учатся раскладывать слова на буквы и звуки.
 
Что бы обучение проходило веселее можно воспользоваться занимательными карточками “обучение грамоте”.
 
2. Лингвистический метод.
 
Основывается лингвистический метод на строении языка и его природе. Обучение начинается с тех слов, которые чаще всего встречаются в обиходе, причем выбираются вначале те слова, которые как пишутся, так и читаются. Затем слова усложняются.
 
3. Методика целого слова.
 
Этот метод кардинально отличается от вышеописанных. Здесь ребенок учится читать слово полностью, не разделяя его на буквы и звуки. Если в фонетическом и лингвистическом методах минимальной единицей считается буква, то здесь это – целое слово. Ребенку показывается слово и произносится полностью. Когда выучено около 50 слов, можно давать уже небольшой текст, где они часто встречаются.
 
4. Методика целого текста.
 
Очень похожа на предыдущую методику, но больше развивает фантазию ребенка. Малышу дается интересная книга с иллюстрациями, которую он должен «осилить». Если встречаются незнакомые слова, они объясняются с помощью различных восприятий. Методика отлично подходит для творческих детей, которые с удовольствием начинают придумывать свои рассказы. Главным является правило, что для детей читать – это так же естественно, как говорить, поэтому если ребенок делает в словах ошибки, его не исправляют.
 
5. Методика Зайцева.
 
Весь алфавит Николай Зайцев разбил на слоги, которые поместил на грани кубиков. Все кубики разного цвета и размера, и ребенок легко учится собирать из слогов нужные слова. Этот метод можно отнести к фонетическим, поскольку основной единицей является фонема (слог). Но обучение проходит более «ненавязчиво», поскольку обязательного знания букв и звуков поодиночке не требуется.
 
6. Методика Монтессори.

Самая «приятная» методика, поскольку дети изучают буквы, звуки, слоги и слова в игровой форме посредством карточек. Учеба больше напоминает игру, поэтому дети легко осваивают все правила. Когда буквы изучены, детям предлагается собирать из карточек слова и предложения.