Диалог с директором детской музыкально школы:
– С какого возраста, как правило, поступают в музыкальную школу?
– Обучение в школе проводится по шести- и восьмилетней программе. Шесть лет – для духовых и народных инструментов, восемь – струнные, фортепиано, вокал. По шестилетней программе набираем на обучение детей, которые идут с четвёртого класса общеобразовательной школы; для восьмилетней – со второго класса. Это делается для того, чтобы ученики, заканчивая обучение в музыкальной школе, параллельно заканчивали девятый класс общеобразовательной школы и, соответственно, имели возможность поступать в музыкальное училище. Есть подготовительный класс – для самых маленьких деток, которые в будущем будут поступать в музыкальную школу. Кроме обычного обучения, в связи с тем, что имеется очень много желающих обучиться игре на музыкальном инструменте, уже более десяти лет в нашей школе действует группа самофинансирования. Это люди разного возраста, которые просто имеют желание учиться музыкальному искусству. Например, у нас игре на саксофоне учатся даже студенты медицинского факультета. Возрастных ограничений для такой группы нет.
– Обучение музыкальному искусству обходится недёшево, не так ли?
– По сравнению с частными студиями искусств, обучение в государственных заведениях музыкально-художественного направления гораздо дешевле. Кроме того, дети из многодетных семей и дети, лишённые родительской опеки, учатся бесплатно. Сейчас проблем с инструментами нет –школа достаточно обеспечена ими. Родители и сами стараются обеспечить ребёнка собственным музыкальным инструментом. Если речь идёт о скрипке, то её, как известно, нужно через каждые год-два менять. Передают, сдают в аренду, покупают – по кругу. Если духовые инструменты, то теперь достаточно популярным является саксофон. Он стоит совсем недёшево, но желающих его приобрести достаточно много. Гитару купить – не проблема. Баян и аккордеон – также довольно дорогие, но школа ими обеспечена. Есть только одно неудобство – проблема с классами. Это связано, в первую очередь, с тем, что теперь все общеобразовательные школы обучаются в одну смену. И наши «ранние» занятия начинаются в 12.10 – после окончания уроков у младших школьников. К тому же, часто родители не хотят отпускать детей в вечернее время одних в музыкальную школу и должны сопровождать их. Бывали случаи, что именно из-за этого и отказывались от обучения.
– Много выпускников выбирают музыкальную тропинку?
– Нет, немного. Но мы прилагаем усилия для того, чтобы дети, которые действительно имеют музыкальные способности, развивали свой талант. Есть очень большое количество детей, которые могли бы достойно продолжить обучение и построить карьеру именно в музыкальной сфере, но в пятнадцать лет всё-таки на такое решение существенно влияют родители. Наша школа воспитала многих ныне известных музыкантов, артистов. Талантов много!
– Взгляды человека на музыку после обучения в музыкальной школе каким-то образом меняются?
– Музыкальная школа воспитывает вкус. Но не только в отношении музыки – во всём! Вкус к живописи, например. Чтобы объяснить на уроке музыкальной литературы какое-то направление, нужно обращаться не только к одному виду искусства. Музыка всегда что-то оставляет в ребёнке. Заставить кого-то слушать Баха, Моцарта или Чайковского невозможно. Но то, что дети, кроме своих личных вкусов, искренне обращают внимание на классику – это уже достижение. Главная задача музыкальной школы – эстетически развить ребёнка и воспитать слушателя музыки. Ребёнок, который посещал музыкальную школу с шести или восьми лет, не уснёт на концерте симфонического оркестра – он для себя там что-то найдёт, он может понимать эту музыку, воспринимать её. Дети, которые хорошо учатся в музыкальной школе, как правило, являются отличниками и в общеобразовательной.
– Чем для вас является музыка?
– Во-первых, это моя профессия, это выбранная профессия. Музыканты выбирают специальность в пятнадцать лет, когда решают поступать в музыкальное училище. И мне, честно говоря, кажется, что с таким же успехом я могла бы заниматься и другим делом. Но остаётся вопрос: приносило бы оно мне такое удовольствие? Музыканты учатся дольше медиков: 8 лет музыкальной школы, 4 года в училище, 5 лет – консерватория. Много, согласитесь. И, пожалуй, даже экономическая выгода от музыкального дела в определённой степени влияет на выбор – остаться музыкантом или выбрать другой путь. Поэтому теперь, наверное, в музыке только люди, которые просто не представляют своей жизни без неё. Работая на этой должности, открыла для себя, что в первую очередь я являюсь администратором. Но занятия музыкой мне очень помогают, получаю огромное удовольствие, когда наблюдаю за успехами своих учеников. Совмещать административную и преподавательскую работу достаточно сложно. Раньше не догадывалась, что это так трудно: иногда чувствую себя как будто на разных полюсах, потому что приходится совмещать несколько разных по характеру задач. Но однозначно утверждаю, что работу свою я люблю.