Как определить готовность ребёнка к школьному обучению?

Нейропсихология: готовность к школе. «Айрис-класс»

 
Одним из важнейших показателей развития ребёнка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма, чтения и математики в начальной школе.
 
Недостаток развития пространственных представлений может вызвать такие проблемы, как нарушения пересказа текста и проблемы с чтением (т. е. двойки по чтению); нарушения счёта и трудности с вычислительными операциями (т. е. двойки по математике); нарушения письма (т. е. двойки по русскому языку) и многое другое. Нарушения могут более ярко проявляться в одной из сфер и слабо – в другой.
 
Трудности в освоении письма могут проявиться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке и пропуске гласных букв, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр. При письме можно наблюдать следующее: высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки (буквы выходят за её пределы); при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; учебный материал на странице может размещаться снизу вверх; встречаются также повторное письмо и пропуск строчек.
 
Трудности в освоении чтения могут проявляться в «угадывающем» чтении, в сложности удержания строчки в поле зрения (ребёнок теряет строчку, перескакивает на другую), понимания предлогов, сложных логико-грамматических конструкций, встречающихся в тексте, и, как следствие, ребёнок с трудом будет понимать смысл прочитанного, не сможет пересказать текст.
 
Трудности в освоении математики в начальной школе начинаются с проблем в усвоении разрядности числа, затем при решении примеров, где необходим переход через десяток (например, 12 – 5 = 7). Позже такие дети испытывают проблемы при решении задач, они могут при вычитании в столбик вычесть из нижнего числа верхнее. Как правило, отставание по математике уже в младшей школе формирует у ребёнка устойчивый страх перед всеми математическими дисциплинами, снижает самооценку, вселяет неуверенность.
 
Ребёнку с недостаточно сформированными пространственными представлениями сложно будет усваивать такие понятия, как «вверху», «внизу, «слева», «справа», «позади», «впереди», «сбоку», «между», и ориентироваться в пространстве даже тетрадного листа: различать верхнюю левую и верхнюю правую, нижнюю левую и нижнюю правую части листа; отступить две клеточки слева, пропустить две строчки между классной и домашней работой. Такой ребёнок может начать писать справа налево, с середины строки. В дошкольном возрасте он будет с трудом воспринимать и запоминать части своего тела; не сможет рассказать и показать, где у него правая рука, а где левая; не сможет назвать слова, обозначающие части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т. д.). В речи такого ребёнка часто отсутствуют предлоги, например, вместо «едет в машине» он говорит «едет машину». Часто встречаются трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании, а на занятиях с разрезными картинками и при сооружении построек из кубиков – в складывании из частей целого.
 
Развитие пространственной ориентации в окружающем мире и представлений о пространстве у ребёнка начинается с познания схемы собственного тела и ориентировки в пространстве своего тела. С различения верхней и нижней, задней и передней частей собственного тела, левой и правой его сторон.
 
Первоначально дети различают направления, соотнося их, прежде всего, с определёнными частями собственного тела: вверху – внизу (вверху – голова, внизу – ноги); спереди – сзади (спереди – лицо, сзади – спина); право – лево (право – правая рука, лево – левая).
 
Далее у ребёнка формируются представления о расположении объектов в пространстве по отношению к его собственному телу: «я нахожусь впереди Маши, позади Маши, справа или слева от неё»; «я на стуле, я под стулом, я перед стулом, я за стулом», «стол слева от меня, шкаф позади меня, окно передо мной, диван справа от меня».
 
Затем формируются представления о взаимоотношении между внешними объектами: «карандаш лежит под книжкой», «чашка стоит на столе». Понимание пространственных взаимоотношений любых объектов, окружающих ребёнка (предметы, люди), становится возможным, если усвоена ориентировка в пространстве собственного тела.
 
Далее формируется словесное обозначение пространственных взаимоотношений в речи ребёнка, или квазипространственные представления. Сюда относятся логико-грамматические конструкции, смысл которых определяется окончаниями слов, способами их расстановки, предлогами: «ручка короче карандаша, но длиннее ластика».
 
Таким образом, для успешного усвоения школьных дисциплин ребёнок должен уметь ориентироваться в окружающем пространстве: от себя, от другого человека, от других предметов; ориентироваться на плоскости: лист, страница, бумага в клетку, в линейку; пользоваться пространственным словарём: предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщённо отражающими знания о предметно-пространственном окружении.