Когда начинать читать?

 Когда начинать читать, «Айрис-класс»
 
Время идёт, и родители уже задумываются о подготовке к школе и обучению ребёнка чтению. Ведь, к сожалению, несмотря на предназначение школы учить детей, в неё принимают только тех, кто уже умеет и читать, и считать, и писать.
 
Естественно, взрослые желают побыстрее обучить малыша, чтобы в дальнейшем не тратить лишнего времени и усилий. Правда, мало кто задумывается о том, что для каждого навыка и умения матушкой-природой отводится своё время, поэтому об индивидуальности ребёнка забывать никак нельзя.
 
Так что родителям, стремящимся побыстрее добиться от своего чада «грамотности», придётся несколько перефразировать известную поговорку и понять: поспешив научить малыша читать, можно существенно навредить его здоровью.
 
Поэтому перед тем как начинать новый этап в развитии ребёнка, необходимо учитывать:
 
1.    Что бы ни говорили сегодняшние разработчики «букварных» методик, но самым подходящим временем для первых шагов в обучении чтению является пятилетний возраст. Именно в пять лет ребёнок, разговаривая с окружающими, понимает смысл сказанных предложений, а это очень важно. Ведь если малыш начнёт читать с трёх лет, но при этом не будет понимать смысла и значения сказанных слов и предложений, то к школьному периоду родители будут повержены в шок, когда детский психолог или педагог скажет им о явных проявлениях отсталости в речевом развитии и плохой социализации. Действительно, в трёхлетнем возрасте дети должны находить друзей, общаться с ними, играть в общие игры, а если ребёнка с малых лет усадить за складывание из отдельных букв слов, то он лишится живого общения, станет замкнутым и некоммуникабельным.
 
2.    Как известно, при сочетании необходимых букв, из которых получаются слова, формируются определённые звуки. Поэтому перед тем как начинать уроки чтения, стоит понаблюдать, достаточно ли развит фонематический слух ребёнка. Проще говоря, родителям придётся присмотреться, может ли их чадо расслышать каждый отдельный звук в слове и отделить его от соседних. Для этого понадобится провести два простых эксперимента:
 
•    сказать три слова (например, кошка, шуба, мышь) и попросить малыша произнести объединяющий эти слова звук (в приведенном примере «ш»);
•    попросить ребёнка подобрать и произнести слово, начинающееся, предположим, на букву «К» и заканчивающееся на «А».
 
Если всё пройдет хорошо, то час пробил, и ребёнок сможет адекватно воспринимать навыки чтения. Если же нет, то занятия лучше отложить.
 
3.    Не стоит начинать обучение и тогда, когда ребёнок имеет логопедические проблемы. Неправильное произношение, которое слышит сам ребёнок, нарушает фонематический слух и мешает правильно читать, из-за чего у малыша могут возникнуть «разногласия» восприятия и понимания слов.
 

4.    Перед тем как начинать учить читать родители должны сформировать у ребёнка правильную пространственную ориентацию, то есть научить его, что такое «право», «лево», «верх», «низ». Для многих взрослых такие понятия слишком просты, поэтому они вообще не считают, что этому надо учить. Но, как показывает опыт психологов, именно правильное виденье ребёнка в пространстве является залогом успешного обучения чтению. Ведь читать слово придётся не с понравившейся буквы или справа налево, а, как и полагается, слева направо. А если пространственная ориентация будет хромать, то и качественных результатов в чтении не добиться.