Когда начинать читать?

 Когда начинать читать, айрис-класс
 
Время идет, и родители уже задумываются о подготовке к школе и обучению ребенка чтению. Ведь, к сожалению, несмотря на предназначение школы учить детей, в нее принимают только тех, кто уже умеет и читать, и считать, и писать.
 
Естественно, взрослые желают побыстрее обучить малыша, чтобы в дальнейшем не тратить лишнего времени и усилий. Правда, мало кто задумывается о том, что для каждого навыка и умения матушкой Природой отводится свое время, поэтому об индивидуальности ребенка забывать никак нельзя.
 
Так что родителям, стремящимся побыстрее добиться от своего чада «грамотности», придется несколько перефразировать известную поговорку и понять, поспешив научить малыша читать, можно существенно навредить его здоровью.
 
Поэтому перед тем как начинать новый этап в развитии ребенка, необходимо учитывать:
 
1.    Что бы ни говорили сегодняшние разработчики «букварных» методик, но самым подходящим временем для первых шагов в обучении чтению является пятилетний возраст. Именно в пять лет ребенок, разговаривая с окружающими, понимает смысл сказанных предложений, а это очень важно. Ведь если малыш начнет читать с трех лет, но при этом не будет понимать смысла и значения сказанных слов и предложений, то к школьному периоду родители будут повержены в шок, когда детский психолог или педагог скажет им о явных проявлениях отсталости в речевом развитии и плохой социализации. Действительно, в трехлетнем возрасте дети должны находить друзей, общаться с ними, играть в общие игры, а если ребенка с малых лет усадить за занятие складывания из отдельных букв слов, то он лишится живого общения, станет замкнутым и некоммуникабельным.
 
2.    Как известно, при сочетании необходимых букв, из которых получаются слова, формируются определенные звуки. Поэтому перед тем как начинать уроки чтения, стоит понаблюдать, достаточно ли развит фонематический слух ребенка. Проще говоря, родителям придется присмотреться, может ли их чадо расслышать каждый отдельный звук в слове и отделить его от соседних. Для этого понадобится провести два простых эксперимента:
 
•    сказать три слова (например, кошка, шуба, мышь) и попросить малыша произнести объединяющий эти слова звук (в приведенном примере «ш»);
•    попросить ребенка подобрать и произнести слово, начинающееся, предположим, на букву К и заканчивающееся на А.
 
Если все пройдет хорошо, то час пробил, и ребенок сможет адекватно воспринимать навыки чтения. Если же нет, то занятия лучше отложить.
 
3.    Не стоит начинать обучение и тогда, когда ребенок имеет логопедические проблемы. Неправильное произношение, которое слышит сам ребенок, нарушает фонематический слух и мешает правильно читать, из-за чего у малыша могут возникнуть «разногласия» восприятия и понимания слов.
 

4.    Перед тем как начинать учиться читать родители должны сформировать у ребенка правильную пространственную ориентацию, то есть научить его что такое «право», «лево», «верх», «низ». Для многих взрослых такие понятия слишком просты, поэтому они вообще не считают, что этому надо учить. Но, как показывает опыт психологов, именно правильное виденье ребенка в пространстве является залогом успешного обучения чтению. Ведь читать слово придется не с понравившейся буквы или справа налево, а как и полагается, слева направо. А если пространственная ориентация будет хромать, то и качественных результатов не добиться.