Мелкая моторика рук у дошкольников

 
Мелкой моторикой рук ребенка называют движения пальцами, ладонями и кистями. Нахождение центров, отвечающих за развитие моторики мелких движений и речевых навыков, в одной зоне коры головного мозга, обуславливает их параллельное развитие. Чем более скоординированы действия ручками и пальчиками у ребенка, тем лучше развивается его речь.
 
С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие упражнения и игры, развивающие силу рук и мелкую моторику:
 
1) Работа с пластилином (тестом, глиной). Помогает разминать пальчики, развивает фантазию, любознательность ребенка. При этом происходит массаж ладошки малыша. Навыки лепки формируются от простого к сложному. Сначала ребенок катает пластилиновые шарики, затем лепит простые овощи, пирожки, после приступает к фигуркам животных, формированию пластилиновых композиций на дощечке.
 
2) Создание аппликаций. Формирует в детях представления о геометрических фигурах, цветовой гамме. Пока ребенок не владеет ножницами, он может собирать картину из готовых цветных квадратов, треугольников, кругов. Дети любят проявлять творчество, наклеивая кусочки самостоятельно порванной цветной бумаги или картинки из журналов (навыки коллажа).
 
3) Работа с ножницами. Для младшего дошкольника достаточно трудна. Стоит начать с разрезания листа по прямой линии, затем приступать к вырезанию овальных, треугольных, квадратных фигур. Разрезание сложенных листочков (снежинки) развивает наблюдательность, логику: малыши учатся определять, с какого угла надо резать, чтобы получилась нужная фигурка, планируют действия по направлению ножниц.
 
4) Обучение работе с бумагой, плетению, оригами. Формирует навыки точных движений, тренирует память. Плетение бумажных ковриков, вырезание украшений, складывание фигурок приучает ребенка выполнять конкретные действия, соблюдать узор. Этот вид упражнений дает понятие о формах и объемах предметов, способах обработки бумаги.
 
Рисуя и раскрашивая, малыши приобретают простейшие навыки графики, необходимые для освоения письма: правильно держать кисть, карандаш, с определенной силой нажимать на него, аккуратно выводить линии. Выбор цветовой гаммы отражает эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира. Развивают графические умения с простых действий: обводки фигур, рисования по опорным точкам, дорисовывания фигуры или рисунка по образцу. С удовольствием малыши обучаются с помощью техники монотипии, набрызга, кляксографии, тампонирования. Краски можно сделать «съедобными» (из варенья, соков и т.п.).
 
К распространенному игровому методу развития мелкой моторики рук относят «пальчиковую гимнастику» - рифмованную историю, сказку с помощью пальчиков. Дети приобретают понятия «право»-«лево», «верх»-«низ», учатся инсценировать, пересказывать, тренируя как пальцы по отдельности, так и кисть в целом.
 
Песочную терапию рекомендуют для снятия эмоционального напряжения ребенка. Игры с податливым песком прекрасно успокаивают, развивают движения детских рук, творческое мышление ребенка.
 
Завязывание шнурков, застегивание пуговичек отлично тренируют пальчики, формируют навыки самостоятельности. Несложные действия по уходу за домашним питомцем, помощь по дому развивают моторику рук малыша, воспитывают чувство ответственности.

Формирование мелкомоторных навыков способствует развитию артикуляционных навыков дошкольника, его творческих способностей, общих практических умений, необходимых будущему школьнику.