Мелкая моторика рук у дошкольников

 
Мелкой моторикой рук ребёнка называют движения пальцами, ладонями и кистями. Нахождение центров, отвечающих за развитие моторики мелких движений и речевых навыков, в одной зоне коры головного мозга обуславливает их параллельное развитие. Чем более скоординированы действия ручками и пальчиками у ребёнка, тем лучше развивается его речь.
 
С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие упражнения и игры, развивающие силу рук и мелкую моторику:
 
1) Работа с пластилином (тестом, глиной). Помогает разминать пальчики, развивает фантазию, любознательность ребёнка. При этом происходит массаж ладошки малыша. Навыки лепки формируются от простого к сложному. Сначала ребёнок катает пластилиновые шарики, затем лепит простые овощи, пирожки, после приступает к фигуркам животных, формированию пластилиновых композиций на дощечке.
 
2) Создание аппликаций. Формирует в детях представления о геометрических фигурах, цветовой гамме. Пока ребёнок не владеет ножницами, он может собирать картину из готовых цветных квадратов, треугольников, кругов. Дети любят проявлять творчество, наклеивая кусочки самостоятельно порванной цветной бумаги или картинок из журналов (навыки коллажа).
 
3) Работа с ножницами. Для младшего дошкольника достаточно трудна. Стоит начать с разрезания листа по прямой линии, затем приступать к вырезанию овальных, треугольных, квадратных фигур. Разрезание сложенных листочков (снежинки) развивает наблюдательность, логику: малыши учатся определять, с какого угла надо резать, чтобы получилась нужная фигурка, планируют действия по направлению ножниц.
 
4) Обучение работе с бумагой, плетению, оригами. Формирует навыки точных движений, тренирует память. Плетение бумажных ковриков, вырезание украшений, складывание фигурок приучает ребёнка выполнять конкретные действия, соблюдать узор. Этот вид упражнений даёт понятие о формах и объёмах предметов, способах обработки бумаги.
 
Рисуя и раскрашивая, малыши приобретают простейшие навыки графики, необходимые для освоения письма: правильно держать кисть, карандаш, с определённой силой нажимать на него, аккуратно выводить линии. Выбор цветовой гаммы отражает эмоциональное восприятие ребёнком окружающего мира. Развивают графические умения с простых действий: обводки фигур, рисования по опорным точкам, дорисовывания фигуры или рисунка по образцу. С удовольствием малыши обучаются с помощью техники монотипии, набрызга, кляксографии, тампонирования. Краски можно сделать «съедобными» (из варенья, соков и т. п.).
 
К распространённому игровому методу развития мелкой моторики рук относят «пальчиковую гимнастику» – рифмованную историю, сказку с помощью пальчиков. Дети приобретают понятия «право – лево», «верх – низ», учатся инсценировать, пересказывать, тренируя как пальцы по отдельности, так и кисть в целом.
 
Песочную терапию рекомендуют для снятия эмоционального напряжения ребенка. Игры с податливым песком прекрасно успокаивают, развивают движения детских рук, творческое мышление ребёнка.
 
Завязывание шнурков, застегивание пуговичек отлично тренируют пальчики, формируют навыки самостоятельности. Несложные действия по уходу за домашним питомцем, помощь по дому развивают моторику рук малыша, воспитывают чувство ответственности.

Формирование мелкомоторных навыков способствует развитию артикуляционных навыков дошкольника, его творческих способностей, общих практических умений, необходимых будущему школьнику.