Развитие детей дошкольного возраста

Игровое обучение детей в раннем возрасте

Растущие в течение данного периода детства физические возможности, развитие нервной системы, накопленный в предыдущие годы жизни опыт позволяют ребёнку в дошкольном возрасте перейти к более разнообразным взаимоотношениям с окружающими, к более сложным формам деятельности, к более глубокому познанию окружающей действительности.

 Из существа, которое требует постоянной заботы и ухода, ребёнок в дошкольном возрасте становится постепенно более независимым и самостоятельным. Ему доступна деятельность, не только осуществляемая совместно и при постоянной помощи со стороны взрослого, но и выполняемая им по собственной инициативе или под руководством родителей и воспитателей.

 Отношения ребёнка со всеми окружающими людьми меняются. С одной стороны, дошкольник начинает немного отделяться от взрослых, у него появляются свои особые дела и интересы. С другой стороны, связи ребёнка со взрослыми и детьми становятся сложнее и разнообразнее. Важным здесь является то, что при правильном воспитании ребёнок из объекта ухода и заботы постепенно становится деятельным членом коллектива семьи или группы детского сада и не только пользуется услугами других, но и может что-то сам для них сделать, выполняет свои маленькие обязанности, посильные поручения родителей и воспитателей, помогает своим товарищам, начинает беспокоиться о детях и т. п.

 В процессе совместных действий, направленных на решение общих практических, игровых или учебных задач, начинает складываться детский коллектив. Но детский коллектив в дошкольном возрасте только начинает формироваться, и необходимо постоянное руководство взрослых, чтобы поддерживать его существование и развивать его в нужном направлении. Часто объединение дошкольников, возникшее при выполнении одного какого-либо общего дела, распадается после его окончания, чтобы снова возродиться в ином виде в условиях новых коллективных игр и занятий.

 Однако хотя более сложные отношения сотрудничества, взаимопомощи, сознательного подчинения требованиям другого и т. д. только начинают складываться в дошкольном возрасте, они уже проявляются в деятельности ребёнка и влияют на развитие его психики.

 Участвуя в жизни семьи и детского сада, ребёнок понемногу приучается согласовывать свои действия с действиями других, осуществлять их в соответствии с общим замыслом, подчинять их словесно сформулированному заданию и т. п. Накопив определённый опыт действий, осуществляемых совместно с другими детьми под руководством взрослых, ребёнок и сам начинает ставить перед собой определённые задачи; у него появляются собственные замыслы, которые он пытается реализовать в своих играх, конструировании, изобразительной деятельности и т. д.

 Если у переддошкильника отдельные действия еще мало связаны, часто сменяют друг друга под влиянием внешних случайных поводов, то у дошкольника они постепенно объединяются в довольно сложные и относительно устойчивые системы действий и подчинены решению поставленной задачи. Так, например, дошкольник, играя, изготавливает из материи или бумаги одежду для кукол, потом её надевает, потом заставляет кукол участвовать в кукольном спектакле, то есть осуществляет сложную систему действий, которые находятся в определённом подчинении и следуют одно за другим в определённом порядке.

 Главное, что характеризует такие виды деятельности дошкольника, как рисование, лепка, конструирование, выполнение трудовых заданий, а также сюжетные ролевые игры, заключается в том, что в них появляется в зачаточной форме важная черта любой человеческой деятельности –элемент творчества.

 В отличие от раннего возраста, в котором ребёнок только пользуется окружающими ради удовлетворения своих естественных потребностей или присущей ему любознательности, дошкольник пытается сделать что-то, создать что-нибудь новое – нарисовать дядю, построить дом из кубиков, вырастить редьку т. д.

 При правильной организации воспитания в детском саду у детей начинают складываться зачатки учебной деятельности, появляются интерес к приобретению новых знаний и простейшие навыки учебной работы.

 Вследствие установления новых взаимоотношений с окружающими людьми, под влиянием усложнения деятельности в дошкольном возрасте происходит дальнейшее обогащение опыта ребёнка, развиваются и совершенствуются его психические процессы.