Ребёнок-левша: как помочь адаптироваться

Иногда родители замечают, что их ребёнку удобнее пользоваться левой рукой, только тогда, когда он начинает учиться писать. Некоторое  время назад это качество приводило родителей в ужас, поскольку таких детей приходилось пытаться переучивать, а это было связано с большим количеством трудностей, но современные специалисты считают, что дети-левши не только не уступают своим сверстникам в развитии, но и во многом опережают их.

Тем не менее когда ребёнок-левша идёт в школу, родители должны помочь ему адаптироваться в новых условиях, чтобы ничто не мешало ему хорошо учиться и развивать свои способности. Лучше всего ещё до школы начать играть с ним в специальные игры, которые способствуют развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики.

Самая первая проблема, с которой сталкивается в школе левша, – это обучение навыкам письма. Родители должны обязательно переговорить с учителем, чтобы он не заставлял ребёнка держать ручку в правой руке и относился к нему с пониманием. Очень часто в начале обучения у левшей возникают такие проблемы, как некрасивый почерк и зеркальное написание, к тому же они пишут несколько медленнее, чем остальные дети, поскольку у них чаще затекают пальцы. Через один-два года эта проблема исчезает, но в первое время очень важно, чтобы ребёнка поддерживали и родители, и окружающие. В последнее время появились специальные канцелярские принадлежности, предназначенные для левшей, причём это не только карандаши и ручки, но и ножницы, линейки, точилки и т. д. Все эти канцтовары имеют яркий дизайн, который очень нравится детям. В первое время родители должны больше заниматься с ребёнком дома, желательно учить его писать в игровой форме и обязательно хвалить за достигнутые успехи.

Достаточно неприятным моментом, с которым может столкнуться ребёнок-левша, являются постоянные насмешки одноклассников. В младшем школьном возрасте дети очень часто стремятся обидеть тех, кто чем-то выделяется из основной массы. Задача родителей – объяснить ребёнку, что он действительно отличается от других, но это не делает его хуже. Важно не только донести до ребёнка мысль, что он обладает гораздо более сильным творческим потенциалом, чем другие, но и научить его правильно отвечать на выпады сверстников. Чтобы ребёнок добился успехов, он должен быть уверен в себе и находиться в комфортной психологической обстановке.

У детей-левшей нередко возникают проблемы с восприятием информации и запоминанием. В школьной программе пока не предусмотрена адаптация для таких детей, поэтому основная нагрузка тоже ложится на родителей. Следует знать, что левши гораздо лучше воспринимают наглядную подачу информации, чем письменные или устные объяснения. То есть родители, объясняя ребёнку задачу в домашних условиях, могут использовать рисунки, чтобы ребёнок лучше понял, что от него требуется, и добился бо́льших успехов.

Организация рабочего места для ребёнка-левши тоже требует индивидуального подхода. Источник света для них следует располагать справа, а не слева, а тетрадь должна «смотреть» в грудь ребёнка нижним правым углом. Следует обязательно попросить учителя, чтобы ребёнок сидел за партой не справа, а слева от соседа, чтобы дети не мешали друг другу писать.

Если ребёнок путается, откуда нужно начинать строку, можно отметить нужное место яркой точкой или другим опознавательным знаком. Через некоторое время ребёнок привыкнет писать правильно, и эта мера станет ненужной. Из-за зеркального восприятия маленькие левши плохо определяют время по циферблату, поэтому первое время лучше, чтобы они пользовались электронными часами.