Позади остался детский садик, и вот ваш ребёнок стал первоклассником. Первые дни в школе для ребёнка очень сложны, ведь это период привыкания к новым условиям. Многое здесь зависит от педагога, который первым встречает детей на пороге школы, родителей, эмоционального потенциала ребёнка, вступающего в новую жизнь. Вместе с этим существуют проблемы общие, характерные для всех первоклашек и их родителей.
Главная задача первого года обучения – это не только усвоение азов математики, чтения, русского языка, но и приобретение интереса к учёбе. Педагогическое и родительское давление здесь может принести только вред.
Необходимо, чтобы ребёнок научился сам отвечать за выполнение школьных заданий. На первом году обучения учитель не требует выполнения домашних заданий, он может лишь рекомендовать упражнения к выполнению. Однако, если не закреплять изученное, будет ли толк от первого класса? Решают родители. Современные программы для начальной школы достаточно сложны, это зачастую приводит к тому, что родители делают уроки вместе с детьми. В этом случае ребёнок привыкает к мысли, что за уроки отвечает, к примеру, мама, и впоследствии не умеет самостоятельно организовать свой учебный труд. В решении этой проблемы лучше пожертвовать результатами успеваемости, чем лишить ребёнка самостоятельности.
Как делать уроки, зависит от индивидуальных особенностей школьника. Но для первоклашки время, отведённое на них, не должно превышать одного часа. Оптимальный вариант – 25 минут. Когда выполнение заданий по времени растягивается на длительный период, то снижается его КПД. Обязательны паузы между занятиями: физкультминутки, небольшой перекус, подвижная игра. По мнению психологов, у детей этого возраста ещё не сформировано ощущение времени, они не чувствуют его так, как взрослые. Чтобы ребёнок лучше ориентировался во времени, можно использовать песочные часы, кухонные таймеры, запись школьного звонка, звучащую по телефону.
Другая трудность, как бы ни банально это звучало, состоит в соблюдении распорядка дня. Если семилетний ребёнок научится выполнять определённые обязанности вовремя, то это станет залогом будущей успешности в учёбе. Пусть он делает несложную работу по дому, заботится о домашних питомцах, совершает покупки в магазине. Первоклассник должен сам собирать портфель, знать, где лежат его вещи: одежда, обувь, письменные принадлежности, ориентироваться в расписании занятий. Помимо учебной деятельности, немаловажное значение имеет адаптация первоклассника в новом коллективе сверстников. Задача родителей – увидеть возможные проблемы, помочь ребёнку решить их и укрепиться в новом социальном статусе школьника.