Каждый родитель решает для себя сам, где в этом предложении поставить запятую. Но многие мамы и папы сталкиваются с тем, что их запреты не действуют или вызывают такую бурю эмоций у ребёнка, что, кажется, лучше было бы и не запрещать вовсе. Как научиться запрещать правильно и зачем это вообще нужно делать?
Это противное слово «нельзя»
Современным мамам и папам, больше всего боящимся нанести ребёнку психологическую травму, о которой так много пишут и говорят психологи, слово «нельзя» даётся нелегко. С запретами они обычно тянут до последнего, в результате – неминуемость нервного срыва с последующим раскаянием. Такими воспитателями дети обычно манипулируют как хотят, но без всякого удовольствия: ребёнку необходимо чувствовать в родителях опору, учиться разделять хорошее и плохое, знать, до какого предела можно дойти в шалостях и капризах.
Ограничения – совершенно нормальный этап процесса взросления. Это только кажется, что запреты ограничивают свободу. На самом деле, запрет помогает получить представление о том, что можно, это своеобразная страховка, с помощью которой ребёнок безбоязненно движется вперёд, а также привыкает к тому, что когда-то придётся и ограничивать себя самому. По-другому в мире социальных норм и быть не может.
Правильные запреты
Общее правило таково: табу много не бывает, и лучший ориентир здесь – возраст ребёнка. Так, для годовалых детей достаточно одного-двух строгих ограничений, касающихся только их безопасности (о соблюдении норм поведения и гигиены задумываться ещё рано). Запрет должен быть адекватным: ребёнок не может «не кричать», «не прикасаться к папиным вещам» или «оставить маму в покое». Кроме того, идеальное ограничение:
Однозначное
Дети, даже самые маленькие, прекрасно чувствуют фальшь или неуверенность. Поэтому если родитель вместо того, чтобы сформулировать чёткий и серьёзный запрет, начинает просить, уговаривать или обращаться к совести ребёнка, эффекта не будет. Доносить до малыша важность ситуации нужно строгим, но не громким голосом (если, конечно, речь не идёт о критических для ребёнка обстоятельствах, в этом случае крик как раз уместен).
Неизменное
Нарушать запреты нельзя даже по причине собственной забывчивости или усталости. То, что нельзя – нельзя никогда. Если родитель один раз смалодушничает и разрешит, а потом вернётся к запрету вновь, малыш растеряется, а может, вообще засомневается, стоит ли после этого доверять папе или маме.
Непротиворечивое
В вопросах воспитания родители должны быть солидарны, тогда у ребёнка сформируется целостная картина мира, а значит, уверенность в себе и окружающих. Когда же мама говорит одно, а папа – другое, ребёнок либо пытается угодить обоим, забывая о своих интересах, либо с младых ногтей учится искусству манипуляций.
Честное
Не все соблазны возможно преодолеть, особенно ребёнку, который смотрит на мир с удивлением и нескрываемым интересом. На вещи нужно смотреть реально, и запрещать детям только то, что разрешить ни при каких условиях нельзя.